Как избежать трудностей во время перевозки пчел

Я купил пчел!

Выхожу из трудового «запоя», который начался еще 10 мая… Ох, и насыщенные были деньки, я вам скажу: покупка, перевозка пчел, установка ульев на новом месте… Вчера только смог вырваться домой в город. Много впечатлений, есть о чем рассказать, куча фотографий. Начну по порядку.

С утра 10 мая созвонился я с Владимиром Васильевичем, встретились, и отправились мы к нему на пасеку, посмотреть, что к чему, совершить сделку и договориться о перевозке. Младший мой сын тоже захотел поехать. Приехали. Старенький дом, злющая маленькая собачка.

Ульи стоят на пригорке, среди деревьев и кустов смородины, рядом фруктовый сад на 8 гектаров, недалеко массив белой акации, одним словом – место хорошее.

Никогда, — говорит дед, — не продавал бы пасеку, да годы берут свое, помощи ждать не от кого, жена живет здесь, в деревне, я – в городе. Не по-людски это, да еще затеял дома стройку – деньги нужны, и пчелами заниматься будет некогда… Отдам, — говорит, — тебе самые сильные семьи, 8 ульев, а себе – что останется, на чай с медом хватит.

Походил я по пасеке, посмотрел на лет пчел. Семьи для продажи действительно сильные, шесть — в двух корпусах, а две уже даже в трех, все дружно несут обножку. Стоит три поилки, одна капельного типа, с желобом.

И две вот такие, как тарелочки – продаются в магазинах.

Дедуля ходил за мной, то и дело, шептал на ухо свои секреты…

Ранее был договор, что ульи для продажи будут состоять не менее чем из трех корпусов. Поэтому Васильевич достал свободные коробки и стал комплектовать их рамками с сушью (пустыми отстроенными сотами).

Нужно сказать, что сушь — это золотой запас пасеки. Эти корпуса я сразу загрузил в прицеп, прикрыв холстинами, чтобы на сушь не летели пчелы.

Пока было свободное время – смотался я к себе в деревню, разгрузил сушь, осмотрел еще раз свои места для ульев, подготовленные с осени. Некоторые мне не понравились —  слишком открыты, на солнцепеке, а у нас уже сейчас жара бывает выше 30 градусов.

Ульи все-таки тяжелые, если 4 корпуса будет стоять, да все с медом – могут «ноги» и разъехаться.

Еще решил провести эксперимент: на половину подставок пришлепал степлером куски полиэтилена, чтобы его края свисали по сторонам. Читал, что это – непреодолимая преграда для муравьев. Посмотрим.

За этими занятиями время быстро пролетело. Уже и полпятого – прицепил прицеп, прыгнул в машину и помчался за своими пчелами.

Васильевич уже на месте. Сели на пасеке, достал он пасечный журнал и стал читать, какие в ульях матки, сколько семьи дали меда в прошлом году. Я делал себе пометки, сидя на ящике для рамок, второй ящик был у меня столом.

Потом заведу себе журнал, перенесу пометки в него. Сидим, беседуем, наблюдаем. Солнце все ниже. Пчелы летают все меньше. 

Пора, пошли готовиться к перевозке. Нам нужно еще трехкорпусные ульи сделать двухкорпусными, потому, что попробовали их поднять, и поняли – не потянем такую ношу. Решили из третьего корпуса переселить пчел в два нижних.

А если бы был подкрышник – в него можно как в колодец стряхивать пчел, не опасаясь, что они рассыплются мимо улья.

Сделали так: поставили перед летком два ящика, постелили на них полотно. Дед открыл улей, брал по одной рамочке, стряхивал пчел на полотно, а рамки я ставил в переносные ящики.

Работал без перчаток, ни одна не ужалила. Смотрели, нет ли на рамках матки, с ней нужно обращаться аккуратно. Струсили всех пчел, сняли третий корпус и вернули в него пустые рамки в том порядке, как они были в улье. На улей надели потолочину. Чтобы пчелы быстрее зашли в улей, слегка подогнали их дымом.

А вы читали?  Как сделать ловушку для пчел своими руками, чертеж ловушки для пчел. Как поймать рой в ловушку

Когда закончили переселение во втором улье, уже начало смеркаться. На каждом улье у деда скрепы-защелки для скрепления всех элементов улья между собой. И на каждом корпусе — ручки для переноса.

Где нет скрепов – соединили пластинами с шурупами.

Надписи расшифровываются так: посуда 13, второй корпус. Детали ульев не взаимозаменяемы, поэтому дедуля их подписывает. Это не есть хорошо, я буду делать так, чтобы любая деталь подходила к любому улью – это гораздо удобнее и проще.

Далее – закрыли летки. Круглые – дисковыми летковыми заградителями, в положении для вентиляции – с мелкими отверстиями. Зафиксировали шурупами.

Нижние летки – металлическими пластинчатыми заградителями, тоже чтобы была вентиляция. Вот такими.

Крыши поснимали, оставив на ульях потолочины с решетками для вентиляции. И тут-таки одна пчелка залезла мне под штанину и ужалила через носок. Один укус за день – нормально, привыкай…

Загрузили на прицеп четыре улья – больше не входит. В первую очередь те, что были в трех корпусах. Между ульями вложили подушки – чтобы не бились друг о друга, и вообще было как можно меньше стука и вибрации. Я все хорошо увязал веревками.

На дворе уже темень, работали при фонарях. Договорились, что за остальными приеду завтра, в 5 утра. Потихоньку тронулся в путь, медленно, избегая тряски. Дорога разбитая, вся в ямах, перевозка заняла минут 15.

До моей пасеки получилось ровно 5 км – слететь (вернуться домой) не должны.

Встречал меня отец.

Подъем в 4 утра. Открыл летки ульев. Пчелы уже немного успокоились. Поехал, забрал вторую партию. Часов в 6 уже вся пасека была на новом месте. Вот 4 улика стоят. И кстати, за ними уже новый забор…

Вот еще два синеньких, желтые – отцовские.

И еще два слева от места, откуда я фотографирую. И это – мои пчелы! Приятные ощущения…

Открыл у привезенных уликов летки, растревоженные дорогой пчелы стали сразу же вылетать в поисках обидчика… И я поспешил смыться.

Пусть успокоятся, а сам пойду, поброжу с камерой. Вовсю цветут яблони.

На виноградной лозе свисают бусинки утренней росы.

Мама поливает клубнику, и брызги искрятся в лучах восходящего солнца.

Ноги мокрые, джинсы грязные, а мне хорошо!

Вот так закончилась моя перевозка пчел, следующие три дня тоже были веселые, я осматривал семьи, готовился к формированию отводков, но об этом в другой раз, может быть завтра…

Всего хорошего!

PSС работы я уволился, и правильно сделал – не успевал бы мотаться туда-сюда…

Чтобы получать новые статьи блога на свой e-mail, оформите подписку.

страницу

Буду благодарен, если поделитесь статьей в социальных сетях: ← И даже мертвые они полезны… Мой первый осмотр ульев с пчелами →

Чтобы получать новые статьи блога на свой e-mail, оформите подписку »

Перевозка пчел на взяток

Пчел перевозят в следующих слу­чаях: 1) весной — с целью исполь­зовать весенние медоносы, 2) ле­том — на летние медоносные расте­ния и 3) осенью — чтобы дать воз­можность пчелам иметь взяток до наступления холодов.

Кроме этого, существуют еще перевозки специаль­ного назначения для опыления та­ких сельскохозяйственных культур, как семенники люцерны, эспарцета,  клевера и пр.

Куда бы ни перево­зили пчел, необходимо предвари­тельно организовать разведку ме­стности.

Разведка местности

Основная цель разведки заклю­чается в том, чтобы найти место, богатое медоносными растениями и с хорошей питьевой водой. Лучшим местом для весеннего точка являются поляны в пересеченной мест­ности, защищенные от сквозного ветра либо склоном горы либо гу­сто растущими высокими деревья­ми и кустарниками. Очень жела­тельна близость к пасеке также ручейков, покрытых ветлой.

В лесах гор и предгорий часто можно найти хорошие площадки для пасеки. Нужно обратить внима­ние на почву — не покрыта ли она галькой или щебнем, занесенными водой бурных горных потоков.

А вы читали?  Как пчелы делают мед и зачем, видео

Ме­ста с указанными признаками очень опасны для стоянки пасеки, так как из-за внезапных наводнений в ре­зультате ливней, прошедших в го­рах, пасеки неоднократно гибли: бешено мчащиеся потоки все смы­вают на своем пути.

В южных районах Советского Союза серьезным врагом пчел яв­ляется птица щур золотистый. Ме­ста массового обитания этой птицы также непригодны для пасеки, ибо щуры питаются преимущественно пчелами; они в короткий срок уничтожают лётных пчел и делают па­секу бездоходной.

Обилие разнообразных медоносов прежде всего привлекает пчеловода-разведчика. Но, к сожалению, выде­ление нектара у большинства медо­носных растений сильно колеблется по годам. Следовательно, нельзя полагаться исключительно на внеш­ний вид растительного покрова.

Чтобы избежать безрезультатных перевозок, пчеловоды колхозов Ива­новского района, Краснодарского края, впервые применили следую­щий прием.

В намеченное место для стоянки пасеки пчеловод привозит на багажнике велосипеда маленький фанерный улеек с пчелами ко вре­мени зацветания главного медоноса данного массива.

Если пчелы, воз­вращаясь в улей, падают тяжело у летка, то в тот же вечер перевозится вся пасека, заблаговременно подго­товленная пчеловодом. В противном случае наблюдение за контрольным улейком продолжается до тех пор, пока не получится определенный ре­зультат.

Погрузка пчелиных семей на авто­машину для перевозки на медосбор.

Для успешной перевозки пчел не­обходимо тщательно подготовить ульи. В стандартных рамках, имею­щих размер снаружи 435 X 300 мм, должно быть натянуто по 4 прово­локи, а в уменьшенных (435 X X 230 мм) — 3 проволоки.

Для перевозок пригодны только те рам­ки, у которых толщина плечиков и боковинок 1′ ом. Необходимо также проверить, нет ли свободных про­странств между плечиками рамок и фальцем угла.

Если таковые имеют­ся, то их необходимо заделать вкладышами или закрепить рамки на месте тонкими гвоздиками.

Применяются разделители, прикреп­ленные к общему бруску наподобие деревянных грабель. Такие раздели­тели значительно ускоряют работу по подготовке ульев к перевозке.

При ранневесенних и позднеосенних перевозках пчел, когда не требуется вентиляции, можно с успехом поль­зоваться межрамочными реечками (470 мм длины).

‘ Такие вкладыши-реечки незаменимы для утепления гнезд, так как образуют герметиче­ски-плотный потолок из сомкнутых вверху рамок; они же являются и надежными разделителями рамок в пути. Все рамки в улье плотно сжи­маются последними вкладышами, которыми заклинивают пространство между кроющей рамкой и стенкой улья.

Если приходится перевозить пчел в жару, то потолочные дощечки, холсты и рейки-вкладыши удаляют из улья для доступа в гнезда возду­ха из вентиляционных отверстий и уменьшения духоты. Дно, корпус, надставку и крышу свинчивают при помощи скрепа-хомута. Летки не зарешечивают, а закрывают глухи­ми задвижками, так как решетки в летках беспокоят пчел и вызывают общее волнение всей семьи.

Во время летней духоты пчелы сидят кучей возле летка, а иногда выкучиваются из улья в виде «боро­ды». Дымом их загнать в улей не­возможно. Остается только одно испытанное средство — пульвериза­ция пчел водой, от которой, как при дожде, они быстро входят в улей; после этого закрывают леток. От­крываются все вентиляционные от­верстия в крышках ульев.

В чрезмерно переполненных пче­лами ульях приходится делать слёты старых пчел для перевозки их от­дельно. С этой целью на запасное дно ставят корпус с рамками суши, небольшим количеством (200—300 г) запечатанного меда и закрывают крышкой.

Рамки скрепляются ука­занным выше способом и все части улья свинчиваются. Вентиляционные отверстия должны быть закрыты, чтобы воздух, поступающий извне, не возбуждал лётных пчел.

Приго­товленный в дорогу улей ставят в разгар лёта пчел на место улья с сильной семьей, а этот последний относят в сторону. Семьи, лишив­шиеся большинства лётных пчел, ведут себя в пути очень спокойно, так же как и их лётные пчелы, пе­ревозимые отдельно.

Весь инвентарь и предметы до­машнего обихода приводят в готов­ность по заранее составленному списку, который ежегодно лишь до­полняют или сокращают. Без тако­го списка очень легко забыть предметы, необходимые в дороге, а еще хуже — на новом месте и при возвращении с пчелами домой.

Беспокойство, причиняемое пче­лам перевозкой, отражается на семьях неодинаково. В одних ульях после первого шума, вызванного беспокойством, наступает относи­тельная тишина, так как пчелы держатся общим клубом за соты и в таком состоянии хорошо перено­сят перевозку.

А вы читали?  Закон о пчеловодстве: правила и нормы содержания пчел в населенных пунктах, в деревне, на приусадебном участке, правила размещения ульев

В других – часть лёт­ных пчел усиленно стремится выле­теть через зарешеченные Летки и вентиляционные сетки и от напря­жения погибает в пути; молодые же пчелы и часть лётных пчел остаются живыми и работоспособными. После перевозки такие семьи быстро оправляются.

В некоторых ульях наблюдается такая картина: через летки, после их открытия, выходит масса лётных пчел и ползет по зем­ле. Пчелы блестяще-лоснящиеся, словно смазаны жиром. Эти пчелы погибают в траве и не участвуют в использовании взятка.

Температура в улье поднимается до такой степени, что . соты размягчаются и оползают на дно, расплод и пчелы запариваются и становятся мокры­ми, словно их облили кипятком.

Многочисленными наблюдениями пчеловодов на юге установлено, что пчелиные семьи погибают в пу­ти не от недостатка воздуха из-за несовершенной вентиляции, а в ре­зультате возбуждения всех пчел, поднимающих температуру в улье до такой степени, что происходит вышеописанная катастрофа.

Если во-время открыть леток хотя бы для прохода 2—3 пчел, то гибели семьи не будет, так как из улья выйдут наиболее беспокойные пчелы, они же и наиболее старые, — и в улье сразу же наступает успокоение всей массы пчел хотя бы не было ника­кой вентиляции, и, наоборот, ника­кая вентиляция не помогает, если при закрытых летках пчелы прихо­дят в поголовное возбуждение.

Пчелы сильно волнуются в сле­дующих случаях.

Первая причина, если перевозят пчел с одного взят­ка на другой, например при покупке пчел во время взятка или при пере­броске пасеки с места меньшего взятка на место с большим взятком,, в особенности в первые дни насту­пившего взятка после безвзяточного периода.

Каждый улей с закрытым летком ставят на машину как можно осторожнее летком к бо­ковому борту, после чего тотчас же открывают леток на 1—2 см. Так постепенно грузятся все ульи. Если по той или иной причине машина задержится в Пути и пасеку придет­ся перевозить днем, в зной, т. е. при самых неблагоприятных условиях, гибели пчел не будет.

Мнение, будто бы семьи, перевозимые с открытыми летками, лишаются всех лётных пчел и становятся бездоходными, лишено всякого основания и пол­ностью опровергается практикой.

Вылетает только небольшая группа пчел-разведчиц и так как она не возвращается в улей вследствие движения машины, то остальные пчелы не вылетают, за исключением единичных.

В очень сильных семьях часть пчел через открытый леток выкучивается из улья и висит «бо­родой» на стенке и в таком виде снимается вместе с ульем с машины.

Второй причиной волнения пчел в пути является плохое крепление ра­мок. Даже небольшое качание не­скольких рамок в гнезде влечет за собой гибель пчел в улочках колеб­лющихся рамок, а эта гибель вызы­вает волнение остальных пчел, кото­рые стараются выйти из улья и по­гибают.

Третья причина — потребность в воде, когда в улье имеется много открытого расплода. Хорошая венти­ляция улья в этом случае несомнен­но помогает, тем более что пчелам можно дать воду через вентиляцион­ную сетку.

Как влияет поведение матки на пчел во время пути не установлено, но возможно, что пугливая молодая матка в известной степени может отрицательно влиять на спокойствие пчел во время перевозки.

Гнезда не переполнены пчелами, взяток от­сутствует.

Прохладная погода позволяет перевозить пчел даже днем с наглухо закрытыми вентиляционны­ми отверстиями и летками без ка­ких бы то ни было потерь, лишь бы не было качания рамок и все части улья были бы надежно скреплены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector