Шайр порода лошадей: характеристики, условия содержания

Как все начиналось

Знатоки истории Англии утверждают, что первые упоминания о крупных и выносливых лошадях, ставших родоначальниками новой породы, встречаются в 1066 году. Скорее всего, они попали в страну в эпоху правления Вильгельма І, названного Завоевателем. Но точных сведений об этом не сохранилось.

Для выведения особой породы лошадей скрещивали местных производителей с фладрскими и фризскими лошадьми. Эта работа велась несколько столетий, а ее результат превзошел самые смелые ожидания.

Дальнейшее развитие породы

Многие правители Англии интересовались разведением лошадей. Так, например, король Генрих II, занявший престол в 1154 году, приказал ввезти на территорию страны крупных лошадей из Фландрии для улучшения породы.

Правительству Генриха VIII принадлежат первые государственные акты, запрещающие разводить тяжелоупряжные породы, рост которых меньше 154 см. Для увеличения роста рекомендовалось скрещивать шайров с немецкими, бельгийскими и голландскими породами.

Значимую роль в развитии «великих лошадей» сыграла королева Елизавета, вступившая на престол в 1558 году, она также требовала от правительства увеличения поголовья тяжеловозов.

Чтобы достигнуть оптимальных параметров породы, заводчикам запрещали пускать на племя представителей, параметры которых были меньше, чем нижняя граница промеров. За этим следили, а начиная с 17-го века заводчиков могли наказать за подобные несоблюдения.

В 1878 году была издана племенная книга, в которой был указан родоначальник новой породы. Эта честь досталась жеребцу-производителю с забавной кличкой Слепая Лошадь. С этого момента шайрская порода отслеживается подробно.

Скорее всего, родоначальник породы не был слепым, это просто воображение хозяина, но некоторые историки утверждают, что подобный дефект имел место.

Собственно, в 1878 году организовалось общество коннозаводчиков, специализирующихся по разведению шайров. А в 1880 году был учрежден специальный студбук, в котором сохранялись важные сведения о породе.

А вы читали?  Американский бульдог - Стандарт породы на SOBAKA.LV

Интересно отметить, что английские тяжеловозы не сразу обрели свое название. Сначала встречалось название Great Horse, что переводится как «великая лошадь». Позже породу стали называть староанглийской и английской.

Характер

Название породы происходить от английского слова «шир», обозначающего графство. Огромной известностью и широким распространением пользуется такая порода, как кэрт-горс и шайр-горс, что происходит от голландских жеребцов и местных кобыл.

Несмотря на факт древнего происхождения, в массе она не совсем однородна. Ее тип очень изменчивый – от лошади необычайного веса и размера, которая годится только лишь до езды шагом, до складных и крупных кобыл, которые вполне пригодными будут для плуга и воза.

Характеристика
Самые большие лошади на планете

В начале прошлого столетия шайры были привезены в Россию из Великобритании. Здесь они послужили родоначальниками ныне известных владимирских тяжеловозов. Также для их селекции были взяты ближайшие  шотландские родственники шайров – клейдесдали, имеющие меньший вес и размеры, и американские, ранее упомянутые першероны.

Непосредственно сами шайрские лошади первое время участвовали в селекции. Но русские заводчики стали отмечать, что английские лошади требуют гораздо большего количества корма, чем остальные тяжеловозы, и, к тому же, они более требовательны в уходе и содержании.

Таким образом, на основе шайров и клейдесдалей была выведена менее прихотливая владимирская порода тяжеловозов, которая прекрасно адаптировалась в суровых русских условиях. И по сей день в родословных владимирских тяжеловозов можно увидеть клички их английских предков.

Автор одной из книг по коневодству отмечает, что большое внимание нужно обращать на характеристики кобылы, подбираемой для шайрского жеребца. Если она недостаточных размеров и плохих физических показателей, при условиях не лучшего корма для жеребёнка, потомство может получиться недостойным.

Племкнига

Родоначальником линии шайрской породы следует считать «жеребца из Пэкингтона». Именно его кличка чаще всего упоминается в начале длинных родословных, имеющихся на сегодняшний день. Дело в том, что племенная книга шайров была основана лишь в конце 19 века, что не даёт нам возможность отследить более ранних предков.

В подгруппу А входят кобылы, произведённые от официально зарегистрированных жеребцов и незарегистрированных маток. Если такая кобыла будет скрещена со знатным жеребцом с родословной, то их потомок женского пола попадает в группу В.

И если такую кобылу из группы В покрыть официально зарегистрированным жеребцом, она оказывается по главной линии родословной. То есть, считается чистокровной.  Перед внесением всех особей в племенную книгу введён строгий регламент по сдаче крови на отцовство или генетические анализы, популярные в последнее время.

Шайры отличаются удивительно покладистым нравом. Эта лошадь не боится работы, она послушно выполнит любую команду. Недовольство и раздражение проявляются крайне редко. Доброта, верность и послушание – основные черты характера животного.

Наездники, представляющие лошадей на выставках и соревнованиях, знают, что для управления таким конем нужна сила и уверенность. Великаны легко переносят грузы, их поступь плавная и размеренная, а вот пустить их в галоп – дело нелегкое.

Английский тяжеловоз отличается высоким ростом и достаточно внушительным весом. Название произошло от английского «шир», что означает «графство». Имеет древнее происхождение, но при этом в массе порода не совсем однородна.

Питаются эти лошади, как и саффолки, достаточно хорошо. Тело держат прочно. Но несмотря на это, имеют некоторые недостатки, выражаемые в физических проявлениях – сильной фризистости, сырости, а также недостаточной приземистости в некоторых случаях. Перейдя по ссылке можно больше узнать про Орловскую лошадь и для чего чаще всего её заводят.

История породы

Порода произошла от английских средневековых боевых коней Great Horse, которых впоследствии переименовали в English Black. Такое название дал им еще Оливер Кромвель. Первоначально относились они к породе фриз, которая имела вороную масть.

Шайрскую породу вывели в 18 веке в Англии с помощью скрещивания голландских и фламандских жеребцов с местными кобылами. Разводились они по всей территории страны. А вот какая порода лошадей тяжеловозов самая популярная и эффективная в использовании.

До наших дней дошли основные их названия:

  • Шайр;
  • Великая лошадь;
  • Староанглийская вороная;
  • Линкольнширский гигиант.

В зависимости от происхождения внутри породы образовались определенные различия. Родоначальником породы стал конь по кличке «Пэкингтонская слепая лошадь», проживавший с 1755 до 1770 г в деревне Пекингтон.

Ее же и записали в качестве первой шайрской лошади в племенную книгу шайров, которую выпустили в 1878 году. Но в то время этих животных называли «английскими упряжными». Только спустя шесть лет они свое нынешнее наименование окончательно.

Лошадей этой породы активно применяли в фермерских угодьях, а по мере развития дорог – в дилижансах. Именно в то время их скрестили с фризами, благодаря чему они стали более подвижными, гибкими, сохраняя при этом свою массивность.

Также вас сможет заинтересовать информация о том, каково описание породы лошадей владимирский тяжеловоз.

Учитывая высокую потребность в лошадях с такими характеристиками для удовлетворения нужд армии и промышленности, на рубеже 19 и 20 веков шайры получили максимально широкое распространение.

В 1878 году даже было создано общество шайрской лошади, которое существовало на протяжение 30 лет вплоть до появления первых тракторов и других результатов технического прогресса. В 50-ых года число особей заметно уменьшилось и над породой даже нависла угроза исчезновения, но несколько энтузиастов смогли возродить былую популярность.

Габариты, вес

Важной особенностью данной породы является пропорциональная развитость тела. Грудь и спина достаточно широкие, как и крестец. Именно они и обеспечивают огромную силу с выносливостью у животных. Шайры тело держат прочно.

Средний рост в холке по разным данным составляет примерно 160-185 см. Кобылы и мерины в размерах несколько уступают. Вес достигает примерно 1,2 тонн. В 19 веке кони этого вида отличались грубой большой головой со слегка выпуклым профилем, широким лбом, длинной и мускулистой шеей, низкой холкой, мощными ногами, которые увенчали прочные копыта.

В целом присутствую обычно разномастные шайры: серые, гнедые, вороные, рыжие. Пятнистость может быть у некоторых особей, но не является частью стандартов породы. Также для их окраса являются типичными белые чулки, которые чаще всего присутствуют на задних ногах.

К недостаткам породы относят сырость и сильную фризистость. Таких особей «отбраковывают», а потому эти недостатки, как считают заводчики, будут в скором времени ликвидированы. Делается это с помощью скрещивания шайрских животных с чистокровными кобылами.

Начиная с 50-ых годов прошлого века, после скрещивания с клейдесдалями, порода приобрела шелковистые густые фризы на ногах, начиная с запястью или скакательного сустава. Сделали это для того, чтобы решить проблему с мокрецами.

Возможно вас также сможет заинтеерсовать информация о том, как выглядит и для чего заводят фризскую лошадь.

Лошади этого вида отличаются в первую очередь своим характером – уравновешенностью, спокойным нравом, легкостью в управлении. Они и считаются основными преимуществами данной породы. Вот почему при скрещивании нередко выбирают именно шайров – чтобы в результате получить послушных жеребят.

Чтобы преодолеть указанные недостатки, селекционеры Англии усиленно работают, используя французский опыт, позволяющий улучшить породу, поэтому англичане скрещивают шайров с другими видами чистокровных кобыл.

У таких коней на передних конечностях волосы начинают расти от запястья и далее по всей ноге. На задних конечностях эти украшения начинаются от скакательных суставов. Высшую оценку получили на мировых конных рынках лошади, имеющие отметины белого цвета на ногах.

Основателем современного типа скакунов этой породы стал жеребец, носящий кличку Слепая Лошадь. Он жил с 1755 по 1770 гг. Был ли скакун правда слеп, история умалчивает, но именно от него начался отсчет, что и написано в Племенной книге этих лошадей, которая была опубликована в 1878 году. Тогда эту породу называли «английской упряжной».

У скакунов темперамент довольно уравновешенный. Обычно подобный толстый жеребец или кобыла имеют спокойный характер, легко обучаются. Ими можно спокойно управлять, что считается преимуществом породы, поэтому их используют при скрещивании с другими видами лошадей, чтобы в итоге получились послушные жеребята.

Внешний вид жеребцов

Шайр серой масти с роскошной гривой

В окрасе допустимо небольшое количество белых пятен. Это может быть стрелка на морде ото лба до кончика носа или белые чулки.

Жеребцы по стандарту породы не могут быть меньше следующих параметров:

  • рост в холке – от 173 см и выше;
  • допустимый вес лошади – от 900 кг (в среднем это 1100-1200 кг);
  • обхват грудной клетки начинается с 215 см (средний показатель – 255 см);
  • пясть передней конечности – не менее 25 см в обхвате.

По пясти судят об общем развитии костяка и сухожильно-связочного аппарата животного. Это часть ноги между запястьем и бабкой (путовой костью). Строение пясти различно у лошадей разных направлений. Для тяжеловозов характерна округлая форма, на которой сухожилия не вырисовываются, а прощупываются.

Экстерьер и масть

Это упряжные животные. У них большая голова и очень широкий лоб, а шея у лошади длинная и мускулистая. Также у них в наличии низкая холка и крутая лопатка. Еще широкая грудь и плоские копыта. А все туловище, бочкообразное с виду.

Лошади такие, в принципе, имеют экстерьер упряжных животных, но и отличия тоже имеются. Мускулистый и широкий круп, а шейка слишком уж длинна для упряжных лошадок, спина же сильная и коротка. Да и лошади породы шайр, в принципе, намного крупнее.

Кобылы, определенно уступают в своих размерах. Они приблизительно 130 сантиметров в холке. Ну а лучшие представители данной породы, достигают одного метра восьмидесяти пяти сантиметров в холке. Несмотря на собственное древнее происхождение, шайры в своем большинстве, не совсем однородны.

Ведь некоторые из этих животных, имеют в наличии необычайный вес и размер. Они годны лишь для совершения неспешных прогулок шагом. Ну а другие, являются крупными скакунами. И их уже вполне можно, хоть в плуг, хоть в воз. Важной особенностью этой породы, являются пропорциональным образом развитые части тела.

Такие части тела, как  грудь и спина — широкие, а также и крестец, что обеспечивает выносливость и огромную силу животных этой породы. Данные лошадки прочным образом держат собственное тело, и они отменно питаются.

Масть шайров так же отличает завидное разнообразие. Это, как вороные, гнедые, так и серые, рыжие звери. Одним словом, на любой вкус. Типичны для таких лошадок белые чулочки, находящиеся чаще всего на задних ножках, и лысина на головушке.

В том случае, если верить тем историческим данным, что дошли до современников об этой лошадиной породе, сильно обросшие ножки, а также идентичная грива и хвостик, свойственными были, уже древнейшим предкам нынешних шайров.

Уже в 1780 году, вполне можно было встретить лошадь этой породы, которая в наличии имела пышнейшие фризы, покрывающие ножки ниже скакательного и запястного суставов, спереди и сзади. Что до характера таких животных, лошадки данной породы, отличаются невероятно уравновешенным и спокойным темпераментом.

Становление породы
Спокойный темперамент

Именно благодаря этому, таких лошадей применяют в процессе скрещивания с иными лошадками, дабы в результате действа, получить очень послушных жеребят. Огромнейшая сила и крепкое здоровье, как и выдержка, а так же потрясающий и добродушный характер Шайр, смогли их сделать невероятно полезными в различных сложных работах сельскохозяйственного характера, а так же и в рабочих действиях, протекающих на железнодорожных станциях.

Ладе пивоваренная и угледобывающая сфера, вполне могут включать работы этих животных. Но механизация, безусловно, отняла некую определенную часть работы у этих замечательных лошадок. Но все равно, они крайне востребованы.

Кроме роста, веса и обхвата грудной клетки, существует целый ряд особенностей экстерьера породы. Для всех представителей характерна массивная голова с широким лбом. Нос имеет характерную горбинку. Уши не слишком крупные, скорее, средние по размеру.

Лошади имеют пышную ниспадающую гриву. Она может быть длинной или средней, часто хозяева заплетают для красоты особые косы разного вида. Иногда в них вплетаются ленты или цветные нити. Некоторые хозяева предпочитают декоративные стрижки для грив своих питомцев.

Особое внимание уделяется ногам. Они должны быть длинными, сильными и мощными. На запястном и скакательном суставах отрастают пышные и мохнатые фризы, придавая породе особый шик. Копыта должны быть крупными, чтобы выдержать вес животного. Чаще всего они полностью скрыты под так называемой щеткой (фризой).

Как изменялся подход к использованию породы

После появления лошадей их начали применять в армии для перевозки амуниции, тяжелых орудий и снарядов, личного состава. Затем их стали приобретать фермеры для вспахивания земли и перевозки различных сельскохозяйственных грузов.

После того как в Англии появились качественные дороги, этих скакунов стали запрягать в дилижансы, поэтому потребность в тяжеловозах возросла и стала настолько велика, что их разведение приносило конным заводам огромные прибыли.

После улучшения генотипа коней Робертом Бейквиллом эта самая большая порода скакунов стала подвижной и гибкой, несмотря на сохранившуюся у животных массивность.

К середине ХIХ века эти лошади стали основной силой в сельском хозяйстве и в промышленности Великобритании. Их часто использовали в доках и на железной дороге. Нередко животные применялись в качестве городского транспорта.

Учитывая, что рост особей этой породы обычно колеблется от 1,64 до 1,75 м, некоторые селекционеры попытались увеличить размеры животных. Получилась самая большая лошадь в мире, которая могла иметь рост до 1,85 м, а вес – около 1200 кг.

При этом особи имели длинную шею с сильной мускулатурой, немного выпуклый профиль грубой головы, широкий лоб. Корпус их был немного похож на бочку, стоящую на сильных ногах с прочными копытами. У таких лошадей была низкая холка.

Был зафиксирован рекорд. В Англии (1846 год) родился очень крупный жеребец, которого назвали Самсоном. Это был самый большой конь в мире, так как во взрослом состоянии его рост в холке стал равен 2,19 м.

Животные установили несколько рекордов по грузоподъемности. Например, в 1924 году 2 жеребца были запряжены в упряжку, соединенную с динамометром. Они показали силу около 50 тыс. кг. Когда их перевели на цуг, то они по скользкой, сделанной из гранита дороге с места сдвинули груз в 18,5 тыс. кг. А одна лошадь-тяжеловоз по кличке Вулкан смогла переместить массу в 29, 47 тыс. кг.

Тяжеловоз шайр считается самой крупной лошадью мира. Этой породе принадлежат рекорды роста и веса. Даже среднестатистические представители поражают воображение своими габаритами и мощью. Что уже говорить о признанном рекордсмене!

Мировой рекорд принадлежит самому крупному шайру по кличке Мамонт. Этот жеребец имел рост в холке 219 см, а вес лошади превышал 1520 кг. Рекорд был установлен в 1846 году, изначально жеребенка назвали Самсоном, но потом его кличку изменили.

Родиной рекордсмена является Тоддингтон Миллс, Бедфордшир.

Сильный и выносливый конь шайр был способен нести на спине большой груз. Такая лошадь в 16-м веке оказалась незаменимой при проведении военных операций, поскольку кольчуги, доспехи и оружие имели немалый вес.

19-й век дал толчок развитию сельского хозяйства и торговле. Шайрская лошадь стала основной рабочей силой на фермах, в портах, на железной дороге. Тяжелые упряжи передвигались и по городским дорогам, и за пределами городов.

С появлением машин, грузового транспорта и трамваев выращивать и кормить тяжелоупряжных лошадей стало невыгодно. Мелкие фермеры переключились на более экономичные породы. Это чуть не стало причиной полного уничтожения породы, которая потеряла привлекательность. Однако благодаря энтузиастам своего дела порода сохранилась.

Сегодня шайр – лошадь, цена которой сравнима с элитными скакунами. В России стоимость английского тяжеловоза составляет примерно около 1 миллиона рублей. Породу используют для выставок и состязаний. Часто породистые жеребцы участвуют в рекламных акциях и съемках роликов.

Однако все это не значит, что лошади утратили навыки сельскохозяйственных и грузовых работ. Они с легкостью потянут карету, груженую повозку и плуг. Особи, которые не подходят для селекционной работы, могут встречаться на фермах и частных подворьях.

Лошади породы шайр весьма выносливы, сильны и в то же время грациозны. Таких животных нельзя не любить, они восхищают своим видом и умом.

Современное положение

На сегодняшний день шайрские лошади – постоянные участники конкурсов и выставок. Они и поныне показывают потрясающие результаты по выносливости и радуют глаз зрителя завидной физической формой. До сих пор «большие» лошади  поставляются во многие страны мира и не теряют своей значимости.

После появления на полях в 30-х годах тракторов и другой сельскохозяйственной техники численность поголовья скакунов стала снижаться. Особенно это было заметно после Второй мировой войны, когда в начале 60-х годов произошло резкое уменьшение количества этих животных до такой степени, что возникла угроза полного исчезновения.

Стимулом для этого послужило учреждение премий для жеребцов и кредитование со стороны различных частных фирм. Из доходов, получаемых от скачек и тотализатора, на ежегодных выставках победителям, представившим лучшие образцы животных, вручали приз в 35 тыс.

Попытки далекого экспорта

Становление породы

На территории Европы порода приживалась отлично, что вело к ее высокой популярности. Но в 1853 году несколько шайров было вывезено в Америку. Перевозить животных было достаточно затратно и сложно, поэтому США до 1880 года в импорте английских тяжеловозов были не особо заинтересованы.

Однако европейская порода в Америке составила достойную конкуренцию местным тяжеловозам першеронам. Примерно с 1910 года лошади не только ввозились на территорию страны, но и разводились на месте. В этот период почти 80 % всего мирового поголовья шайров выращивалось именно в США.

На территорию России шайры завозились только с целью выведения и улучшения местных тяжелых пород. Так, например, кровь шайров присутствует у владимирских тяжеловозов. Их характеристики были лучше, но этого оказалось недостаточно, чтобы «англичане» вытеснили отечественных «силачей».

Знатные представители

Благодаря точному учету и полным спискам выставочных животных до нас дошли имена наиболее ярких представителей породы тех времен:

  • Линкольн 1345.
  • Мачлесс 1509.
  • Вильям Конкверор 2343.
  • Джон Буль 1180.

Эти жеребцы стали прародителями большого количества чемпионов породы. Они дали несколько линий выставочных представителей с мощной статью и солидным ростом.

Становление породы

Сегодня самым крупным шайром в Европе считается жеребец Крекер. По данным 2007 года его рост – 198 см, а вес превышает 1200 кг. Родина Крекера – Линкольншир. В мире же самым крупным является шайр из Австралии Нодди (в некоторых источниках Нобби). Его рост – 205 см.

Как ухаживать за английским тяжеловозом

Нельзя сказать, что содержание шайра сильно отличается от содержания других тяжелоупряжных пород. Поскольку животное крупное, оно требует большего количество кормов. Сена и свежей травы в сутки уходит до 17 кг.

Лошади-рекордсмены требуют в сутки более 25 кг корма. Концентрированные подкормки применяются редко, подкормки для выгонки роста не применяются вообще. В качестве концентратов можно использовать травяную муку и жмых.

Уход за гривой и хвостом для этой породы обязателен. Если у животного длинные фризы на ногах, то их тоже регулярно моют и вычесывают. Для гигиенических процедур используют специальные шампуни и кондиционеры. Плетение кос сохраняет гриву и хвост от спутывания.

Как и для других пород, для шайров необходимо соблюдение чистоты в конюшне. Важно, чтобы подстилка в стойле была сухая. При недостаточном уходе ноги животных подвержены мокрецам. Особенно часто эта проблема наблюдается у лошадей с грубым и жестким волосом в области фризов.

Животное должно иметь возможность ежедневно двигаться. Обязательно проводить длительные прогулки и подвергать разумным нагрузкам.

Как дела обстоят сегодня?

Технический прогресс поставил английских тяжеловозов на грань выживания. Их поголовье критически снизилось. Сегодня в Европе всего несколько сотен шайров. По этой причине чистопородные жеребята шайра ценятся у знатоков очень высоко. Каждый из них фиксируется и отслеживается.

Становление породы

Заводчики всеми силами стараются повысить поголовье и сохранить породу, но это нелегкий труд. До сих пор ведется племенная книга, в которую по трехступенчатому принципу заносятся все жеребята. Основной раздел отведен для чистопородного потомства.

Для «половинчатых браков» существует особая классификация. Потомство (кобылки) от зарегистрированного жеребца и незарегистрированных кобыл относят в категорию «А». Далее эту новую кобылку покрывает зарегистрированный жеребец, и их потомство (кобылки) переходят в категорию «В».

Чтобы доказать отцовство, каждый жеребенок подвергается ДНК-тесту, на основании которого заносится в определенную категорию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector