Основные формы поведения животных

Тема 6: “личность как предмет психологического исследования”

Цель занятия: знания, полученные в ходе изучения данной темы, будут использоваться в курсах общей психологии, возрастной психологии, практической психологии.

Основные понятия: физиологическое поведение, инстинктивное поведение, ориентировочно–исследовательское поведение, элементарно–рассудочное поведение, поведение

1. Определение поведения.

2. Физиологическое поведение.

3. Понятие инстинкта. Проблема инстинкта в работах Ж.Б. Ламарка, К.Ф. Рулье, Ч. Дарвина. Этологическая концепция инстинктивного поведения К. Лоренца и Н. Тинбергена.

4. Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных: внутренние факторы инстинктивного поведения; внешние факторы инстинктивного поведения; структура инстинктивного поведения.

5. Инстинктивное поведение (консервативная и лабильная программы) и их примеры.

6. Ориентировочно–исследовательское поведение и их примеры.

7. Элементарно–рассудочное поведение и их примеры.

8. Поведение как результат опосредованного обучения.

Вопросы для самоконтроля:определение поведения, физиологическое поведение, инстинктивное поведение (консервативная и лабильная программы), ориентировочно–исследовательское поведение, элементарно–рассудочное поведение, поведение как результат опосредованного обучения.

1. Физиологическое поведение. Животные индикаторы природных явлений.

2. Тропизмы и хронотипы у человека.

3. Инстинктивная деятельность у человека.

4.Элементарно–рассудочное поведение домашних животных, генно–поведенческая и эволюционная теория конфликта родители – потомки. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ориентации по источнику и силе света (фототаксис), температурным условиям (термотаксис), химическому воздействию (хемотаксис), земному тяготению (геотаксис), электромагнитному полю Земли (гальванотаксис), положению в потоке воды (реотаксис) и др.

Тропизмы типичны не только для одноклеточных животных (инфузории, эвглены, парамеции и т. п.), их можно вычленить и в поведении животных более высоких классов. Например, птицы, которые ориентируются по электромагнитному полю.

Еще более наглядный пример могут привести те, кто занимался изучением поведения рыб, многие из которых корректируют свое поведение в соответствии с изменениями силовых линий электромагнитного поля, создаваемого рыбами.

Инстинктивное поведение. Инстинкты – это врожденные, генетически закодированные элементы поведения, которые реализуются без предварительного обучения.

Инстинкты являются характерными видовыми чертами и как таковые возникают в процессе эволюции, будучи адаптацией к тем особенностям среды, которые медленно изменялись и были оптимальными для вида. Постоянство инстинктивных компонентов поведения обеспечивает стабильность действия наиболее важных жизненных функций независимо от случайных изменений среды, в которых может оказаться представитель вида.

Во врожденных (инстинктивных) компонентах поведения хранится итог всего эволюционного пути, пройденного видом. Это самое ценное, что приобретено в ходе филогенеза для выживания особи.

§ 1. Общий подход к проблеме личности.

Изучение
личности как момента деятельности и ее
продукта составляет специальную, хотя
и не отдельную, психологическую проблему.
Проблема эта является одной из самых
сложных. Серьезные
трудности возникают уже при попытках
выяснить, какая реальность описывается
в научной психологии термином “личность”.

Личность
является не только предметом психологии.
но и предметом философского,
общественно-исторического познания;
наконец, на определенном уровне анализа
личность выступает
со стороны своих природных. биологических
особенностей как предмет антропологии.
соматологии и генетики человека.

А вы читали?  Что делать если котенок не ходит в туалет по большому

Лишь
немногие
общие
положения
о
личности принимаются,
с
теми или иными оговорками, всеми
авторами. Одно из них состоит
и том, что личность
представляет
собой некое неповторимое
единство, некую
целостность.

Другое положение заключается
в признании за личностью роли
высшей интегрирующей инстанции,
управляющей психическими процессами
(Джеймс
называл личность “хозяином”
психических функций, Г. Олпорт –
“определителем поведений и мыслей”).

Когда
в повседневной жизни мы даем характеристику
личности человека, то мы без особых
колебаний включаем в нее такие черты
как, например, сила воли (“сильная
личность”, “слабохарактерный
человек”), отношение к людям
(“доброжелательность”, “равнодушие”)
и т. п.

, но обычно не относим к числу!
личностных такие особенности как,
например, разрез глаз или умение считать
на счетах; мы делаем это, не пользуясь
никаким разумным
критерием для различения “личностных”
и “не личностных” особенностей.

Каков
же критерий отнесения тех или иных
особенностей; индивида к личностным?

Если
идти путем перебора и сопоставления
отдельных! психологических и иных
особенностей, то такой критерий вообще
не может быть найден. Дело в том. что
одни и те же особенности
человека могут стоять в разном отношении
к его личности.

Несмотря
на кажущуюся пестроту и даже взаимную
непримиримость современных психологических
теорий
личности, большинство из
них сохраняет
диадическую схему анализа, которая,
в силу своей ограниченности, также не
может претендовать на полное и всестороннее
описание личности.

Теперь эта
схема выступает в новом обличии в виде
теории двух факторов формирования
личности: наследственности и среды.Какую
бы особенность человека мы ни взяли,
она объясняется, согласно этой теории,
с одной стороны, действием наследственности
(заложенными в генотипе инстинктами-
влечениями, способностями или даже
априорными категориями), а с другой –
влиянием внешней среды (природной и
социальной – языка, культуры, обучения
и т. д.). С
точки зрения здравого рассудка другого
объяснения. собственно и нельзя
предложить.

Кажущаяся
непреодолимость теории двух факторов
приводит к тому, что споры
ведутся главным образом вокруг вопроса
о значении каждого т
этих
факторов: одни
настаивают на том, что главной детерминантой
является наследственность, и что внешняя
среда, социальные воздействия обуславливают
лишь возможности и формы проявления
той программы, с которой родится человек;

Однако,
при всем различии идейного
смысла
высказываемых
взглядов, все они
сохраняют позицию двойной детерминации
личности,
так как просто игнорировать один из
факторов, о которых идет речь, значило
бы идти против эмпирически доказуемого
влияния обоих.

В
последнее время взгляды на соотношение
биологического и социального
факторов (как на простое их скрещивание
или делящие психику человека на
сосуществующие эндосферу и экзосферу),
уступили
свое место более сложным представлениям.

А вы читали?  Как сделать террариум своими руками в домашних условиях

/.
Уровневый
подход к изучению личности

Так,
в частности, возникло представление о
характеризующем личность соотношении
сознательного и бессознательного,

развитое
3. Фрейдом. Выделенное им “либидо”
представляет собой не только
биоэнергетический источник активности,
но и особую инстанцию в личности —
“оно”, противостоящую “я” и
“сверх-я”; генетические и функциональные
связи между этими инстанциями,
осуществляемые посредством специальных
механизмов (вытеснения, цензуры,
символизации, сублимации), и образуют
структуру личности.

Здесь
нет необходимости вдаваться в критику
фрейдизма, взглядов Адлера, Юнга и их
современных продолжателей. Совершенно
очевидно, что и эти взгляды не снимают
проблемы ‘двух факторов”.

Книга Зоопсихология: конспект лекций. Содержание — 3.1. Основные формы поведения животных

Такого рода, генетически закодированные программы поведения передаются из поколения в поколение. Вот почему их главное свойство – устойчивость, стабильность. Они не должны, а потому и не способны легко изменяться под влиянием случайных внешних воздействий.

Примером таких врожденных реакций поведения могут служить созданные пчелами геометрически правильные соты, реакция еще слепого кукушонка при выбрасывании яиц и птенцов из гнезда ментора, постройка хатки бобренком, воспитанным в изоляции от взрослых бобров, сосание млечной железы у млекопитающих и т. д.

Во всех перечисленных примерах речь идет исключительно о врожденных, наследственных поведенческих реакциях. Здесь пока еще отсутствуют элементы психического отражения, но развитие инстинктивного поведения как бы подготавливает все необходимое для скачка, ведущего к психическому отражению.

Инстинкты могут быть как жесткими, консервативными, так и более подвижными, лабильными, иными словами, допускающими некоторые отклонения от генетически заданной программы.

у птиц и млекопитающих «нетипичное» поведение самца или самки делает невозможным образование пары. Как видим, изменение «прообраза» создает этологический барьер, в результате чего прекращается дальнейшая генерализация врожденных реакций, их цепочка обрывается.

Но дело обстоит иначе, если нетипичное поведение возникает не в начале, а в серединном промежутке процесса генерализации стереотипичных реакций. Например, птица насиживает яйца или выкармливает птенцов.

Если заменить яйца округлыми предметами, то птица будет продолжать насиживание. Правда, бывают и случаи отказа. Такие случаи свидетельствуют вовсе не о нарушении указанной закономерности, а о том, что необходимо четко устанавливать пределы, в которых способны к изменению даже самые жесткие инстинктивные стереотипы.

Вернемся к нашему примеру. Итак, некоторые виды птиц насиживают различные предметы (вплоть до гайки), другие же виды выбрасывают из гнезда имитации своих же яиц, максимально приближенные по окраске и форме. Именно здесь наблюдаются элементы перцептивного психического отражения.

Примером лабильных «программных» стереотипов служит видовое поведение высших позвоночных при создании убежищ, гнезд и в целом их «строительная» деятельность. Задумайтесь над следующим моментом: сохраняя формы гнезда, норы или логова, они достаточно широко выбирают строительные материалы, варьируют протяженность нор, особенности аэрации и т. п.

А вы читали?  Собака - это... Что такое Собака?

в зависимости от конкретных экологических условий. Не менее подвижны пищедобывательные формы поведения. Объекты питания животных меняются под влиянием деятельности человека на протяжении столетий. Следовательно, и врожденные формы поведения в данном случае должны включать в себя элементы нового, оставаясь в то же время «типичными» для вида.

Ориентировочно–исследовательское поведение мобилизует и подготавливает организм к проявлению следующих реакций: образование временных связей, затормаживанию, приведение к действию экстраполяционного рефлекса и др.

Ориентировочное поведение слабо развито у рыб, амфибий и рептилий, в развитой форме встречается лишь у высших позвоночных – птиц и млекопитающих. Ориентировочный рефлекс изучался многими зоопсихологами классического направления.

Методика их исследования такова: крыс запускали в различные сложные лабиринты, где животные, «исследуя и совершая ошибки», в конце концов правильно решали задачу – находили выход из лабиринта и получали корм.

При многократном повторении опыта число ошибок сокращалось до полного исчезновения. На основании результатов экспериментов было доказано, что ориентировочный рефлекс предшествует выработке навыка, т.е.

  1. оборонительная – исследовательским реакциям предшествуют нервные реакции, затормаживающие или ускоряющие действие рефлекса: пассивно–оборонительная реакция или активно–оборонительная реакция,
  2. собственно ориентировочно–исследовательская–только после угасания оборонительной реакции возникают элементы ориентирования,
  3. угасательная.

Элементарно–рассудочное поведение. Примером элементарно–рассудочного поведения может служить экстраполяционный рефлекс. Детально теория экстраполяционного рефлекса была разработана Л.В. Крушинским. Он исходил из того, что животные обладают реакциями, направленными не только на определенные раздражители, но и на то место, где этот раздражитель будет находиться при своем закономерном движении в экстренно измененной ситуации через определенный интервал времени.

На создание теории экстраполяционных рефлексов Л.В. Крушинского натолкнуло следующее наблюдение: по ручью плывет кусок хлеба, который клюет ворона; но вот ручей входит в железнодорожный тоннель и хлеб уже недоступен вороне.

Допустим, что вороне свойственно только конкретное мышление (т.е. «вижу–реагирую»). Тогда в данном случае она должна была попросту улететь. Ворона же поступает иначе: она перелетает насыпь и начинает поджидать хлеб на другом конце тоннеля.

Задание 1. Заполните таблицу.

Типы поведения животных

Тип поведения Характеристика типа поведения Примеры
Физиологическое

поведение

Инстинктивное

поведение

Консервативная

программа

инстинктивного

поведения

Лабильная

программа

инстинктивного

поведения

Ориентировочно–исследовательское

поведение

Элементарно–

рассудочное

поведение

Задание 2. Проведите эксперимент по оценке ориентировочно–исследовательского поведения. В террариуме создайте внутреннюю обстановку (веточки, камешки, бумага и т.д.), поместите в террариум сначала одну мышь, проследите за её поведением, опишите.

Животное Результаты наблюдения
Мышь 1
Мышь 2

Вывод:_________________________________________________________

1.Найдите пример жесткого инстинкта.___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Приведите примеры адаптации к низкой температуре (физиологической).___________________________________________________________

3. Почему крокодилы могут обходиться без пищи в течение длительного времени?_____________________________________________________

4. Полосы зебр, как механизм адаптации.__________________________

5. Какую энергию используют бабочки–аденаиды для перелета?______

6. Объясните механизмы погружения китов и препятствие давлению.___________________________________________________________

Зачтено ______________________

Каталог:student –

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

Adblock detector